Управленческий проект

Управленческий проект

директора ГБОУ Школа № 141 Худошина Виталия Валерьевича

« Реализация предпрофессионального образования : развитие химико - биологического профильного обучения»

Основные тезисы проекта .

- Современное общество- общество новых технологий и принятия важных конструктивных решений. Глобальные проблемы современности, особенно экологического характера, диктуют обществу новые вызовы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов в области химии, биологии, медицины. Увеличение количества выпускников классов медико-биологической направленности- это не только запрос ВУЗов на подготовленных интернов и будущих студентов, но и потребность всего общества.

- Сегодня одним из ключевых приоритетов государственной политики стал вопрос ранней или опережающей предпрофессиональной подготовки современного выпускника, многие школы активно работают в этом направлении- и поэтому расширение предпрофессионального образования закономерно. В нашей школе давно уже успешно функционируют классы медико- биологической направленности. Традиции образовательной организации, высокий профессионализм педагогов, имеющийся задел в области сотрудничества с медицинскими ВУЗами создали надежный фундамент реализации проекта. Наступило время строить-строить новую школу- более современную и открытую. В связи с этим мы должны пересмотреть работу старшей профильной школы, определив для себя основные цели и направления новых условий в развитии профильного обучения.

-Целью нашего управленческого проекта является создание новых условий для развития химико- биологического профиля - методических, кадровых, информационных, материально- технических. Необходимо дать ученикам, которые хотят связать своё будущее с медициной, азы предпрофессионального медицинского и химико- биологического образования, познакомить с деятельностью ВУЗов по данному направлению, на практике освоить приемы работы с медицинским оборудованием и препаратами, помочь им сориентироваться в выборе будущей профессии.

-В ходе работы над проектом мы определили для себя основные направления его реализации (они представлены на слайдах). Учитывая социальный заказ, интересы отдельно взятого ученика - и коллектива учителей, при консолидации имеющихся ресурсов мы планируем выйти на новую линию развития образовательной траектории старшей профильной школы, в которой будут учтены интересы всех участников образовательного процесса. Но отталкиваться мы будем, конечно, прежде всего от интересов конкретного ребенка, его желаний и возможностей. Надежный практико- ориентированный фундамент обучения по программам основного общего образования позволяет учащимся уверенно выбирать направления будущего профильного образования- в соответствии с образовательными запросами. Дети, ориентируясь на химико- биологический профиль, выбирают для себя не только углубленное изучение ряда предметов. Вместе с тем это- и прохождение реальной практики, это и возможность знакомства с будущим работодателем, демонстрация своих достижений на разных уровнях, потому что без этих условий обучение в старших классах не будет максимально эффективным. Возможности Москвы и медицинских университетов , центров технологической поддержки образования, Центра непрерывного профессионального образования позволяют визуализировать лекционный материал, осваивать на практике высокотехнологичное медицинское оборудование, знакомиться с передовыми технологиями и деятельностью профессиональных специалистов в области медицины.

- Предпрофессиональное образование в современной школе определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями. Основная идея обновления среднего общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Т.е. профильное обучение в школе должно помочь учащимся реализовать их индивидуальные склонности к образованию. И здесь одной из задач, которую предстоит решить в ходе работы над проектом, будет являться проектирование новой основной образовательной программы, ориентированной на приобретение практических навыков в соответствии с профессиональными интересами старшеклассников и их намерениями в отношении продолжения образования. Для этой цели уже функционируют элективные курсы «Биосфера и человек», «Отдельные вопросы общей биологии», «Клетки» и «Ткани», «Закономерности химических реакций» и другие. Так как спектр медицинских направлений обширен, то мы планируем , в том числе, и расширение количества элективных модульных курсов , составленных с учетом возможностей наших партнеров проекта, увеличение объема учебных часов на отработку имитационных методов оказания первой помощи. Также необходимо определить систему оценки планируемых результатов обучения с учетом взаимодействия с ВУЗами- партнерами.

- Еще одной образовательной задачей становится повышение квалификации педагогических кадров, которое необходимо строить с учетом всех вызовов сегодняшнего времени. С учетом перехода на новые образовательные стандарты школьная команда учителей в ноябре- декабре 2016 года уже завершила обучение по модулю «Профессиональный стандарт «Педагог»: психолого-педагогические технологии адресной работы с одаренными детьми : технология проблемного обучения, технологии тестирования». Кроме этого, в настоящий момент 2 школьные команды проходят на базе нашего учреждения курсы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. А учителя, непосредственно осуществляющие обучение по химии и биологии в профильных классах, посещают курсы экспертов ЕГЭ, а также специализированные курсы «Современное учебное занятие по биологии в медико- биологических классах» и обучающие семинары в ВУЗах- партнерах проекта. Все учителя профильной школы реализуют полученные навыки не только в ходе классно- урочной системы, но и в рамках проектно- исследовательской деятельности, помогая ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов.

- Важной задачей является также информационное сопровождение образовательной деятельности, которое призвано информировать общественность о функционировании школы, проводимых мероприятиях, инициировать активность по общественному признанию и поддержке нашей образовательной организации. Кроме сайта образовательного учреждения, который в текущем учебном году более подробно стал освещать деятельность функционирования медицинского класса, мы сотрудничаем с районными и городскими изданиями , а также много внимания уделяем личным встречам с представителями родительской общественности, членами Управляющего Совета, другими заинтересованными сторонами. В их числе- депутаты Московской городской Думы, представители районных газет, преподаватели ВУЗов и школ- партнеров нашего проекта, которые в текущем учебном году неоднократно посещали обновленную учебную лабораторию нашей образовательной организации.

- Важным ресурсом , который позволит расширить спектр предлагаемых образовательных услуг и образовательных возможностей, стала поставка в школу специализированного оборудования для проведения медицинских практических занятий ( Госконтракт № 16П5/ МК- 2016 от 08.06.2016г), которое включает в себя более 600 наименований тренажеров и препаратов. После монтажа оборудования в обновленном медицинском классе уже осенью начались занятия, а 3 декабря 2016 года мы уже принимали обучающихся других образовательных организаций во время проведения брейн- ринга учащихся медицинских классов. Поставленное оборудование заинтересовало и воспитателей наших дошкольных организаций, которые предложили использовать некоторые модели для занятий по гигиене в дошкольных организациях и в начальной школе. Возможность изучения предметов химико- биологического профиля в расширенном спектре призваны мотивировать обучающихся к изучению профильных предметов, на практике осваивая сложные медицинские манипуляции , а также мотивируют учителей к созданию ярких и интересных сценариев уроков.

- Взаимосвязь школы, будущей профессии и последующего трудоустройста в рамках проекта очевидна. Принимая во внимание имеющиеся у образовательного учреждения ресурсы, дополненные ресурсами Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, проектного офиса ,ресурсов МЦКО, школ-участниц, опираясь на нормативную базу проекта, мы составили план- график по его реализации, и первые шаги в этом направлении нами уже сделаны.

- Наша образовательная организация принимает участие в обучающих партнерских программах, проектно- исследовательской и экскурсионной деятельности. Так как проект активно поддерживает Департамент образования города Москвы, и ресурсы города позволяют расширять объем образовательных услуг для реализации профиля, то мы планируем свои действия в соответствии с реализацией дорожной карты проекта «Ключевые совместные мероприятия проекта «Медицинский класс в московской школе». Мероприятия, предложенные городом, позволяют совместно с партнерами проекта более широко увидеть предлагаемые возможности реализации профильного образования химико- биологического профиля, направляют в этом ключе деятельность педагогов и администрации школы.

Наше сотрудничество на данный момент базируется не только на совместной работе с Первым МГМУ им. И.М. Сеченова. Ученики также систематически посещают ресурсный центр на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387" , лицей «Красносельский», в котором , в частности, проходила научно-практическая конференция «Будущее медицины начинается сегодня», лаборатории РУДН. В настоящий момент мы ведем переговоры о совместном сотрудничестве с симуляционным центром ГКБ им. Боткина и СПО «Юго-западное» по направлению «Маленькая химическая академия». Разработка учебных модулей практической направленности, включение в образовательную программу ресурсов наших будущих новых партнеров проекта-вот направления, которые требуют корректировки и развития перспективного планирования.
Мы уверены, что расширение областей сотрудничества – это тот ресурс, который позволит нам в полной мере решить все стоящие перед школой задачи , и, возможно, подтолкнет нас к расширению спектра профильного образования, укажет новые линии развития образовательной организации и будет важной составляющей в реализации главной цели- созданию новых, современных условий для повышения качества образования в профильных медицинских классах.

-Проект, предлагаемый нами к реализации, имеет четко выраженный образовательный аспект, и мы надеемся на конструктивные изменения в количественном соотношении параметров по ряду показателей. В настоящее время у нас еще не так много обучающихся вовлечено в реализацию данного профиля, и мы надеемся при помощи озвученных мер изменить уже через год количественный состав старшеклассников в обучении по профилю, а также уровень качества их подготовки . Также мы предполагаем рост участников, победителей и призеров различных уровней, которые не только будут способствовать повышению рейтинга нашей школы в системе образования Москвы, но и позволят самим ребятам глубже изучить отдельные модули, темы или разделы химии и биологии, повышая уровень качества образования.

- Посещение обучающих практикумов, включение в экологическую и волонтерскую деятельность также призвано способствовать повышению уровня качества образования, достижению более высоких результатов через личную активность, сопереживание и личное участие.

Однако нередко обучающиеся медицинских профильных классов , несмотря на то, что они уже определились с выбором профиля, продолжают испытывать неопределенность в выборе единственного направления среди множества медицинских специальностей. Кроме этого, трудности изучения предметов на профильном уровне, получение оценок , которые не всегда соответствуют ожидаемым- особенно на начальном этапе обучения в профильном классе, могут рождать сомнения в правильности выбранного пути. Мы ожидаем, что в ходе реализации нашего проекта таких сомнений будет как можно меньше- именно за счет координации действий всех участников образовательного процесса, профессионализма педагогов , возрастет доверие родителей и учеников к выбранному нашей образовательной организацией пути развития старшей школы, а как результат- возрастет число выпускников, выбирающих для себя ВУЗы медицинской направленности. Кроме того, при успешном освоении программ предпрофессионального образования, ребята приобретут практические навыки, которые дадут им преференции при поступлении в ВУЗы- партнеры образовательного проекта.

При реализации проекта мы планируем достижение нового уровня развития среднего общего образования ,будем стремиться повысить качество уровня подготовки выпускников, найти новых партнеров из среды образовательных и медицинских учреждений. Только действуя слаженно, единой командой , при поддержке общественности, мы сможем добиться тех эффектов и результатов, о которых было сказано выше.